Консультация старшего воспитателя

Нужно ли наказывать ребенка?

Взаимодействие с ребенком в семье

 Многие родители считают, что на­казание — самый действенный метод воспитания.

Нет ни одной семьи, где бы родите­ли не наказывали своего ребенка.

Некоторые родители задают во­прос: «Можно ли воспитать ребенка, не предъявляя к нему, его поведению никаких требований, не применяя никаких наказаний? »

Требования, их содержание, на­правленность во многом определя­ют степень «мягкости» или «жестко­сти» той или иной воспитательной системы.

Требовательность должна соот­ветствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития дошкольника. В этом проявляются уважение к силам и возможностям ребенка, доверие к его личности.

— Не делайте за ребенка то, чему он уже научился, но надо «воодушев­лять» его на следующие достиже­ния.

«Кофточку надень сама, а пуго­вицы попробуем застегнуть вмес­те», — говорит мама трехлетней Насте.

— Помните о разумности требова­ний, ребенок должен понимать, что и для чего он делает, за что его могут наказать.

Воспользуйтесь советами извест­ного психолога В. Леви.

— Наказание не должно вредить здоровью ребенка — ни физи­ческому, ни психическому, оно должно пойти на пользу прови­нившемуся, чтобы он осознал свою вину.

— Если родитель сомневается в том, стоит ли наказывать ма­лыша, то лучше не наказывайте. Недопустимы никакая «профи­лактика», никакие наказания «на всякий случай».

— За один проступок следует толь­ко одно наказание. Даже если ре­бенок совершил несколько про­ступков, наказывайте его один раз.

— Помните: наказание — не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

— Учитывайте срок давности про­ступка.

Лучше вообще не наказывать ребенка за давние провинности, чем запоздалое наказание, которое мо­жет травмировать малыша, особен­но если он уже осознал свою вину или исправил свое поведение.

— Наказав ребенка, простите его и не вспоминайте о прежних про­винностях.

Не мешайте малышу начать все сначала.

— Никогда не унижайте вашего ре­бенка

В любом случае наказание не должно восприниматься им как пре­восходство родительской силы над его слабостью, как унижение.

Если ребенок считает; что взрослые несправедливы, то наказание оказывает на него противоположное действие.

— Не пугайте ребенка наказанием.

— Помните: не наказания он должен бояться, не родительского гнева, а возможности потерять вашу лю­бовь, так как при отсутствии люб­ви со стороны родителей ребенок переживает стресс, наказание воспринимается им как послед­ний шанс на возвращение любви мамы (папы).

Не наказывайте и не браните ре­бенка:

— если он болен, испытывает недо­могание или еще не оправился после болезни; в этих случаях его психика особенно уязвима, реак­ции непредсказуемы;

— во время еды, после сна, перед сном, во время проведения игры, занятий;

— сразу после его физической или душевной травмы (падение, дра­ка, несчастный случай, плохая отметка), при любой неудаче (да­же если в этой неудаче виноват он сам); переждите пока утихнет острая боль, но не бросайтесь не­медленно утешать малыша;

— если он не справляется со стра­хом, с невнимательностью, ленью, подвижностью, раздражитель­ностью — с любым недостатком, хотя прилагает к этому искренние старания;

— во всех случаях, когда у него что-либо не получается и, как вам кажется, он проявляет неспособ­ность, бестолковость, неловкость;

— если внутренние мотивы его по­ступка вам непонятны;

— если вы устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, в этом состоянии гнев всегда лжет.

 

Заводить ли домашнее животное?

Наверное, все дети обращаются к родителям с просьбой завести домашнее животное. Одни стараются поскорее удовлетворить желание ребенка, другие, предвидя, сколько забот свалится на их голову, придумывают отговорки, а третьи в силу объективных причин предлагают малышу альтернативу. Например, вместо кошки, на шерсть которой у мамы аллергия, дома появляется черепашка или рыбки.

Несколько рекомендаций:

  • Специалисты рекомендуют заводить домашнее животное только после того, как ребенку исполнится 4-5 лет: в этом возрасте он способен выполнять элементарные правила ухода (поменять воду в поилке, дать корм и т.д.) и воспринимает животное не как новую игрушку, а как маленькое беззащитное живое существо.
  • Не стоит идти на поводу у малыша и бежать в зоомагазин только потому, что он хочет такую же кошечку, как у Маши, белую крысу, как у Коли, и т.д. Высока вероятность, что через пару месяцев ему надоест крыса и захочется попугая.
  • Нельзя отмахиваться от просьбы ребенка и говорить категорично «нет», не объясняя при этом причину отказа.
  • Нельзя обманывать малыша и придумывать всякие небылицы, ребенок прекрасно понимает, когда Вы говорите неправду.
  • Ни в коем случае не покупайте экзотических животных «с рук». Нередко такие зверушки прибывают к нам из-за рубежа контрабандным путем, минуя ветеринарный контроль.

Питомец в доме – это серьезно

Иногда ребенку трудно определиться с выбором питомца. Он просто хочет, чтобы дома было какое-то животное, а кто именно – ему все равно. Если Вы столкнулись с такой ситуацией, помогите своему малышу.

Для начала сходите с ним «на экскурсию» в зоомагазин или на птичий рынок, посмотрите на разных животных. Попутно обязательно объясните ребенку, что животное – не игрушка. Нельзя нести его в дом, поиграть, а потом выкинуть.

При выборе питомца специалисты рекомендуют учитывать темперамент ребенка. Например, непоседу смогут немного успокоить аквариумные рыбки. Поручите ему следить за тем, чтобы аквариум был чистым.

Домашние животные не только дисциплинируют, но и развивают чувство ответственности. Птицы в доме нравятся далеко не всем детям. Однако если ребенок склонен к меланхолии, наблюдение за всегда веселыми канарейками или попугайчиками окажется для него полезным.

Хомяков или морских свинок лучше приобретать для учеников начальной школы. Ухаживать за ними довольно просто и по силам Вашему ребенку.
Особо подчеркните, что малыш должен ухаживать за питомцем независимо от его настроения или желания.

«Играйте вместе с детьми»

1

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Пять советов родителям по приобретению игр и игрушек для детей дошкольного возраста.

Совет первый. Не берите детей дошкольного возраста с собой в игрушечные магазины. Выбор игрушки — серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т.д. Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения.

Совет второй. Обратитесь в детском саду, который посещает ваш ребенок к психологу. При отсутствии у вас достаточных знаний о собственном ребенке и о психолого-педагогических критериях оценки игр и игрушек, весьма вероятно, этот специалист поможет вам. Он протестируют ребенка по известным классическим тестам, чтобы подсказать вам, какие особенности психологического развития необходимо учитывать. Родителям может дать рекомендации и воспитатель, на основании собственных наблюдений. Узнайте, в какие игры и как играет ваш ребенок в своей группе. Купив аналогичную игру, вы решите сразу две задачи: с большой вероятностью вы приобретете правильную, полезную для развития игрушку. Кроме того, ваш ребенок будет с самого начала знать, как играть в эту игру, да и вас научит. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребенка посещение дошкольного учреждения более привлекательным, особенно в раннем возрасте.

Совет третий. Старайтесь покупать игрушки в отпуске, в магазинах развивающих игр. Главным отличием таких магазинов является работа с покупателями консультанта, который, как правило, имеет квалификацию педагога или детского психолога. Следует обратить внимание на ассортимент — отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или кукол, наконец, очень ограниченный арсенал или даже полное отсутствие оружия, признаки правильного магазина игрушек.

А что же должно быть на полках?

Конструкторы и строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора), дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаики, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство (не обязательно формат Барби).
Желательно, чтобы в ассортименте были представлены изделия народных промыслов.

Это далеко не полный перечень — к тому же в нем не учтены поло-возрастные особенности, сезонность игровой активности и уличное игровое и спортивное оборудование. И мы говорим о дошкольном возрасте, поэтому электронная игрушка и компьютеры с программным обеспечением к ним не упомянуты. Еще одна отличительная особенность магазина развивающих игр — наличие методических описаний к играм.

Не просто инструкций — они тоже нужны, чтобы правильно собрать игрушку или разобраться с правилами игры, — а именно описания, что и как развивает у детей данная игра.
Совет четвертый. Запомните несколько принципов отбора игрушек для вашего ребенка. Назовем их критериями и разделим на две категории: обязательные и дополнительные.

Обязательных критериев пять:
1.Безопасность игрушки.
1.1. О безопасности игрушки свидетельствуют наличие сертификата РОСТЕСа. В любом случае игрушка не должна иметь явных механических или химических признаков опасности для здоровья ребенка.
1.2. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
1.3. В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.
1.4. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
1.5. Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.
2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка.
3. Привлекательность игрушки для ребенка.
4. Возможность использования игрушки для развития способностей ребенка (познавательное развитие, физическое совершенствование, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание).
5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании.

Дополнительные критерии не являются обязательными, но раз уж вы захотели квалифицированно разбираться в играх и игрушках, то постарайтесь запомнить их:
1 Культуросообразность игрушки, т.е. ее соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
2. Возможность использования игрушки в коллективной игре.
3. Возможность освоение игрушки детьми со специальными нуждами (здесь речь идет как о детях с физическими недостатками и особенностями, так и с явными признаками опережающего развития. Для таких детей этот критерий переходит в разряд обязательных).
4.Прочность и долговечность игрушки.
5. Использование в игре экологически чистых материалов (натуральное дерево, песок, камень, вода).
6. Качество описания игрушки.
7. Качество упаковки игрушки.

Совет пятый, для прогрессивных современных родителей, у которых каждая минута на учете:
Поищите в Интернете, а также в изданиях для родителей информацию о курсах и тренингах, посвященных вопросам развития ребенка в современной игровой среде. Будьте осторожны — ищите курсы организованные педагогами-профессионалами!

Блинова Вера Ивановна,

старший воспитатель МБДОУ д/с №7